В этой статье мы поговорим о необходимости бизнес-планирования в целом и ответим на вопрос: что же такое бизнес-план, малопригодный в реальной работе формализованный документ или инструмент для анализа и оперативного управления бизнесом?
Чтобы понять это, предприниматель в первую очередь должен задать себе вопрос: для чего мне вообще нужен бизнес-план?
Как правило, два самых частых ответа на него это:
1. Для привлечения в проект внешних инвестиций (“для других”)
2. Для всесторонней оценки проекта до/после его запуска (“для себя”)
Под всесторонней подразумевается оценка ключевых показателей маркетинга, коммерции, производства, администрирования и финансов.
К сожалению, чаще всего предприниматель сталкивается с задачей создания бизнес-плана, потому что этого требует его потенциальный инвестор или партнер, а не потому что, он хочет детально проанализировать свой проект и оценить его реальную привлекательность плюс просчитать возможные риски.
И это одна из причин, почему более 25% создаваемых предприятий малого бизнеса в мире терпят банкротство в течение первого года своей деятельности. Многие осознают необходимость детальных расчетов слишком поздно, когда ситуацию уже не исправить.
А ведь всего этого вполне возможно избежать, потратив некоторое количество времени на составление реального бизнес-плана в первую очередь для самого себя. Причем ключевое слово здесь — “реальный”. Под данным термином я прежде всего понимаю соответствие базовых параметров бизнес-плана реальной рыночной ситуации. Базовые параметры — это все исходные данные по доходам и расходам, которые мы вносим в проект, например, средний чек товара или услуги, затраты на рекламу, количество и стоимость персонала и т.д.
В реальной жизни часто встречается ситуация, когда при подготовке бизнес-плана вся эта информация вносится наспех, без предварительного анализа рыночной ситуации, либо умышленно искажается для получения более “красивых” итоговых цифр. Если, например, указать в бизнес-плане стоимость аренды офиса, при этом даже не собрав предварительно информацию, именно по тем офисные центры, которые необходимы для успешной работы, а лишь ориентируясь на первую попавшуюся цену или мнение знакомых, то можно ошибиться не на 10-20%, а на все 100%. Я считаю, что такой подход в первую очередь опасен для самого предпринимателя, который при таком планировании смотрит на мир через розовые очки. В случае же с сознательным искажением информации, если даже предприниматель хитростью получит вожделенные инвестиции, то что дальше? Хорошо, если дополнительно у него имеется честный бизнес-план, по которому проект возможно выглядит не настолько хорошо, но тем не менее прибылен, а если нет? Итогом скорее всего будет банкротство предприятия.
Особенно показательно, когда, например, изменение среднего чека на товар всего на 10%, может увеличить срок окупаемости в 2 и более раз или и вообще сделать прибыльный проект убыточным. Будете ли вы готовы взяться за проект с такими рисками? А ведь без подготовки бизнес-плана вы скорее всего даже не будете этого знать.
Поэтому я настоятельно рекомендую предпринимателям прежде всего составить реальный бизнес-план для самих себя, неважно начинают они бизнес с собственных инвестиций или хотят привлечь внешние. Это позволит снять розовые очки и уберечь себя от серьезных потерь. Как это сделать, я расскажу в следующих статьях.
Автор: Алексей Савицкий
Использование материала с разрешения автора.