Форматы бизнес-планов. Стандарты или свобода?

business_stress1

В прошлой статье мы пришли к пониманию, что делать бизнес-план все-таки необходимо и опираться при этом очень важно на реальные рыночные данные. А сейчас давайте кратко рассмотрим, для каких случаев, какие форматы итогового документа могут вам потребоваться.

Можно описать два подхода к формированию бизнес-плана — стандартизированный (для банка или инвест-фонда) и свободный (для себя или для частного партнера/инвестора).

Стандартизированный формат бизнес-плана требует соответствия  итогового документа одному из нескольких стандартов бизнес-планирования (например, ЕБРР, UNIDO, KPMG и др.). Для малого бизнеса часто используют стандарт, рекомендованный Федеральным Фондом поддержки малого предпринимательства. Выбранный стандарт и будет определять количество, порядок и содержание всех разделов бизнес-плана, которые должны строго соответствовать определенным правилам. Более того, существуют рекомендации по объему каждой части, типу и размеру шрифта и т.д. В результате обычно получается довольно внушительный документ. Такой подход чаще всего приходиться использовать, если вы планируете обращаться в банки или другие серьезные финансовые институты, так как оформление бизнес-плана по определенному стандарту является их необходимым условием для принятия документа к рассмотрению. Разработку в данном случае нужно либо делать самому, имея на руках четкий алгоритм и подробное описание каждого раздела, либо с помощью профессиональных консультантов с хорошим опытом составления подобных документов. При этом даже если вы отдадите создание бизнес-плана на аутсорсинг, выбирайте профессионалов, которые во-первых, имеют опыт создания бизнес-планов именно по нужному вам стандарту, а во-вторых, готовы очень подробно вникнуть в ваш проект и активно сотрудничать с вами на каждом этапе. Это позволит вам понять все детали бизнес-плана, сделать его максимально адаптированным под ваш проект и в итоге быть уверенным на его защите перед инвестором.

Свободный формат бизнес-плана подразумевает намного более гибкий подход. Это может быть финансовая модель в формате Excel с приложенным описанием и комментариями в формате Word. Или в каком-либо другом виде. Главное, что он должен содержать все необходимые ключевые показатели и отвечать на все главные вопросы касаемо планируемого бизнеса. Это не значит, что вы можете написать 2 страницы текста и считать их бизнес-планом. Это значит, что ваш документ должен содержать самые важные данные из тех, что требуются в формализованных бизнес-планах без траты времени на написание и правильное оформление множества страниц порою лишней информации. Вы рассчитываете, например, не 20, а 5, но самых важных именно для вашего бизнеса показателей. Какие разделы и минимально необходимые показатели обязательно должны быть в любом бизнес-плане, мы рассмотрим в дальнейшем.

При таком подходе бизнес-план совершенно не обязан быть громоздким фолиантом на сотни страниц, содержащим огромное количество не всегда полезной информации. Тем более, что его чаще всего либо читают “по диагонали” либо не читают вообще. Кстати именно поэтому авторы большинства рекомендаций по составлению бизнес-планов постоянно акцентируют внимание на части “Резюме”, которая как раз и содержит “выжимку” из всего документа и обязательно должна заинтересовать потенциального инвестора или партнера.

Если вы делаете бизнес-план для себя или для привлечения партнера или частного инвестора в большинстве случаев вам вполне будет достаточно использовать свободный подход. Самое главное, чтобы ваш бизнес-план четко отражал в цифрах, что будет происходить с вашим бизнесом в течение срока планирования. Когда, сколько и на что именно потребуется инвестиций, сколько будет стоить продвижение, какие будут использоваться каналы и почему, каков план продаж и его обоснование, когда и какой будет подбираться персонал и так далее. И пусть это оформлено не по стандартам, главное, что вы видите в бизнес-плане как общую картину, так и детали, опираетесь на реальные данные и можете аргументированно ответить на любой вопрос.

В идеале, какой бы формат конечного документа вы ни выбрали, бизнес-план фактически должен быть реальным планом развития вашего бизнеса. И использовать его важно не только до, но и после запуска проекта. Если вы будете ежемесячно отслеживать показатели по этому плану, вы всегда будете понимать конкретно в цифрах, что происходит с бизнесом на данный момент, и к каким результатам вы идете. Такой анализ даст вам возможность быстро реагировать и при необходимости вносить изменения, улучшая показатели вашего предприятия.

Автор: Алексей Савицкий
Использование материала с разрешения автора.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

в нашем клубы вы можете прослушать аудио записи поэзии наших авторов